MER  ERKIR

Архитектура и строительство Армении: пласты веков

 

Армения - страна богатейшего архитектурно-строительного наследия, корни которого простираются в толщу тысячелетий.

Почти по всей территории армянского нагорья встречаются памятники IV-V тысячелетий до нашей эры. Это - памятники энеолитической и неолитической культуры в виде укрепленных поселений-бердшенов, жилищ, погребальных сооружений, комплексов и единичных менгиров, кромлехов и дольменов, наскальных изображений, каменных изваяний, металлических и керамических изделий и т.д. Среди древнейших поселений достойно упомянуть такие древности, как Шрешблур, Мецамор, Тагаворанист, Зоракар, Уз, Ором, Шенгавит...

Итак, по ступеням веков армянского зодчества нас ведет директор Национального музея-института архитектуры, кандидат архитектуры, советник Инженерной Академии наук Армении А.А. ГРИГОРЯН.

 

Корни армянского зодчества уходят в глубины пятитысячелетий до нашей эры.

Достопримечательно отметить Шенгавитское (IV-V тысячелетия до н.э.) поселение. Это поселение образуют круглые в плане жилые дома, концентрически располагаемые вокруг центрального круглого (повидимому, культового назначения) здания. Дома, располагаемые при этом в нижних ярусах застройки, сложены из туфа, а верхнеярусные - из сырцового кирпича. Внутри домов стены оштукатуривались окрашенной в синий цвет глиной. По контуру поселение обнесено возведенными из камня оборонительными стенами. В сторону р. Раздан был сооружен потайной ход.

Уникальным памятником мировой культуры является поселение Мецамор. В результате археологических раскопок здесь обнаружены: комплексы святилищ; обожженные глиняные кольца и силикатный шлак. Как выявлено, это поселение имело "производственное" предназначение, и его возраст характеризуется летоисчислением конца II тысячелетия до н.э.

Бердшены, как правило, состояли из крепости и собственно поселения. Эти укрепленные поселения, оснащенные системой оборонительных средств, защищались несколькими рядами стен, концентрически опоясывающих холм. С появлением механических инструментов на смену традиционной циклопической кладке стен, выполненной из крупных бесформенных камней, приходит усовершенствованная техника их возведения с использованием полуобработанных камней. Это, так сказать, древнейший период нашего зодчества.

Новый этап развития градостроительства, архитектуры и строительной техники Армении очерчивают временные рамки эпохи Ванского царства - Урарту - IX-VI вв. до н.э.

В результате высокой для своего времени градостроительной культуры в этот период создавалась густая сеть стратегических опорных поселенческих пунктов в виде сильно укрепленных городов и крепостей. Таких, как Тушпа, Топрах-кале, Аргиштихинили-Армавир, Эребуни-Аринберд, Тейшебаини-Кармир-блур и др. В этих городах, как и в бердшенах, реализуется двухчастная планировочная структура, включающая крепость и поселение. Для их строительства выбирали холмы, удобно расположенные на пересечении магистральных дорог и открытые в сторону долин с таким расчетом, чтобы из одной крепости была видна другая. Примером тому может служить дислокация городов Менуахинили-Аргиштихинили и Эребуни-Тейшебаини. При строительстве таких городов и крепостей строители заботились не только о водоснабжении, но и об отводе из них использованной воды. При возведении зданий и сооружений строители широко применяли модульную систему, которой подчинялись как отдельные элементы, так и общие. О высоком уровне строительной техники того времени свидетельствуют осуществленные строителями такие сложные инженерные сооружения, как водохранилища, оросительные каналы, тоннели и др.

Архитектура и строительное искусство Ванского царства заложили благотворные основы для развития самобытной градостроительной и архитектурной культуры армянского народа, выразившейся в своеобразии конструктивных схем, архитектурно-планировочных и объемно-пространственных решений, в искусстве обработки камня.

За периодом зодчества Ванского царства в истории Армении последовала эпоха эллинистической культуры (IV в. до н.э. - IIIв. н.э.), связанная с влиянием на армянское царство древнегреческого государства, с которым в это время устанавливаются разнообразные отношения. В Араратской долине - в центре армянского государства - и в других регионах армянского нагорья появляются такие города античного типа, как Армавир, Ервандашат, Арташат, Заришат, Зарехаван, Аршамашат и другие, ставшие центрами развития ремесленного производства, торговли и культуры, носившими печать эллинизма.

Уникальным памятником этого времени является сохранившийся в Гарни комплекс сооружений, который служил летней резиденцией армянских царей - крепость - III в. до н.э. и языческий храм -I в. н.э. Здесь также обнаружены и более древние остатки энеолитического поселения с клинописью VIII в. до н.э. и высеченными на вишапе древними надписями на греческом, арамейском и армянском языках - волнующие начертания! Воплощение в реальность гарнийского храма осуществлено армянским царем из династии Аршакидов-Трдатом.

Города "эллинистической" Армении являют собой своеобразный зодческий сплав двух культур - Ванского царства и греческой.

Но... Эволюция продолжается, грядут новые времена, и "армянский эллинизм", достигший своего наивысшего взлета при Арташесидах, в связи с ослаблением мощи этой династии, начиная со второй половины I в. до н.э., уступает место новому культурному течению, источником которого стал для Армении античный Рим, по-своему трансформировавший греко-эллинистическую культуру.

Качественные зодческие перемены происходят в Армении в ранневековье нашей эры - III-IV вв. н.э. В это время страна вступает в фазу феодализма. Особый отпечаток на ее развитие в это время накладывают принятие в качестве государственной религии в 301 г. христианства и создание в конце IV в. армянского алфавита.

В раннее средневековье, в годы правления династии Аршикидов, появляются новые города - Двин, Аршакаван, Нпркерт, Карин и др. Градостроительная композиция этих городов характеризуется некоторыми общими чертами градостроительной культуры: идентичностью планировочной структуры, размещения торгово- общественного центра, систем оборонительных сооружений и других элементов, характерных для средневековых городов Армении.

В начальном периоде становления и развития раннехристианской Армении (IV-VII вв.) разрабатываются основы композиционных, конструктивных и художественных принципов армянской архитектуры этого периода - и в области градостроительства, и монументального зодчества. Сооружаются замки-крепости, патриаршие и княжеские дворцы - в Двине и Звартноце.

Раннехристианская церковная архитектура Армении IV-V вв. в основном представлена однонефными и трехнефными, так называемыми базиликальными постройками - в Касахе, Ереруйке, Текоре, Егварде, Ширванджуке и других поселениях. Разрабатываются многообразные типы центрических купольных храмов: квадратные в плане (в Вохджаберде - V в., в Црвизе и Арзни - V-VI вв.); прямоугольные в плане, с выступающими четырьмя апсидами и с четырьмя подкупольными пилонами (собор в Эчмиадзине) без пилонов (Мастара); прямоугольные, с вписанным внутрь крестом (Аван и Рипсиме - VI-VII вв.); восьмиапсидная (Зоравар - VII в.) и др.

Армянское зодчество пребывает в неиссякаемом поиске. Множество новых оригинальных композиций явлено в середине и во второй половине VII в. Близ Эчмиадзина возник круглого очертания храм Звартноц, в Талине - трехконховый храм, в Иринде и Егварде построены многоабсидные церкви.

Конкретизируем архитектурно-планировочный "портрет" храма Звартноц (642-662 гг.), реконструированного под руководством арх. Т. Тороманяна. Этот храм исторически являет собой трехярусное сооружение, все ярусы которого образуют живописные многогранники. При этом грани первого яруса, в котором размещена освещаемая круглыми окнами галерея, искусно пластически обработаны парными полуколоннами и декоративной аркатурой, архивольты и антревольты которых были в свое время покрыты богатой резьбой на растительные мотивы и изображениями фигур строителей. Храм Звартноц, собравший в себе все достоинства церковного зодчества Армении VII в., оказал огромное влияние на развитие всей последующей армянской архитектуры. Сочетание центрических и базиликальных композиций привело к созданию купольных базилик (Текор, V в.) и уникальных "купольных залов", в которых пилоны, поддерживающие купол, примыкают к продольным стенам, благодаря чему достигается нерасчлененность внутреннего пространства (Птгни, VII в., Аруч, VII в.).

Сооружения V-VII вв. характеризуются четкой, компактной композицией, уравновешенностью форм и гармоничностью пропорций, лаконизмом декора, красотой кладки чистоотесанного камня (туф, базальт).

Среди многочисленных типов народного жилища (дома с круглыми планами в Шенгавите, многосекционные дома в Тайшебаини и др.) своеобразно отличается "дом" "глхатун" - прямоугольное в плане сооружение со ступенчатым деревянным куполом - (азарашен), прототип которого описан еще Ксенофонтом (IV в. до н.э.) и традиционно сохранившийся почти по всей территории армянского нагорья до XX в.

Очередной этап армянского зодчества охватывает времена средневековья (IX-XIVвв.). Городская архитектура этого периода характеризуется трехэлементной планировочной структурой; поселение образуется из так называемого вышгорода, собственно города (шахастана) и предместья. Наглядный тому пример - градопоселения Ани, Карин, Хлат, Ереван и др.

Все строившиеся в это время церкви воспроизводили преимущественно плановые и объемно-пространственные композиции церквей Армении VI-VII вв. Постепенно преодолеваются тенденции непосредственного заимствования традиций армянского народного жилища. Оно получает воплощение в совершенно новых типах гражданских зданий, в которых на смену балочному перекрытию приходят арки, своды и купола, неся с собой новые конструкции, открывая новые возможности организации интерьера и объемно-пространственных решений. Возводятся крупные монастырские архитектурные ансамбли с входящими в их состав церковными, гражданскими и коммунальными постройками.

Ряд монастырей IX-XI вв. (Татевский, Севанский, Айриванский, Ахтамарский, Гндеванский, Хцконкский, Мармашенский, Санаинский, Ахпатский и др.) является образцами живописной застройки, исключительно созвучными построенным в разное время зданиям и природному окружению.

Отличительные черты архитектурного стиля IX-XI вв. главным образом выразились в развитии декоративного начала. Взамен величественной лаконичности храмов VII в. появляется тенденция пластического обогащения плоскостей стен. Совершенствуются арочно-сводчатые конструкции.

В Ани (столица с 961 г.) сооружаются мощные оборонительные стены, дворец, кафедральный собор (989-1001 гг.) и церковь Гагикашен (1001-1010 гг., зодчий Трдат). На острове Ахтамар (озеро Ван) возводятся дворец и церковь Святого Креста (915-921 гг., зодчий Мануэл - уникальные по богатству декора: многочисленные сюжетные рельефы, орнаментальная резьба, росписи... Стратегические пути Армении прикрываются мощными крепостями - Амберд, Тигнис и др.

В XII-XIV вв. ведущей становится гражданская архитектура. Разрабатываются новые типы сооружений-гостиницы, трапезные, книгохранилища, караван-сарай (Селимский, в Зоре и др.). Строятся мосты - близ Санаина и др.

Возводятся гавиты (притворы) - полукультовые сооружения, в монументальных формах воспроизводящие композицию народного жилого дома (глхатун). Создается ряд новых каменных конструкций, в том числе перекрытие на перекрещивающихся арках.

Значительный интерес представляют высеченные в скалах жилые дома и комплексы, культовые и другие сооружения в Ани, Ване, Горийском районе и др. и особенно - монастырь Айриванк (Гегард, XII-XII вв.).

Важным очагом развития градостроительства и архитектуры средневековой Армении стала Киликия, где с 1075 по 1375 гг. образовалось киликийское армянское государство. Здесь состоялось активное сооружение городов (Айас, Корикос, Сис и др.), своеобразных крепостей, портов, дворцов, храмов, школ и других объектов.

Архитектура Армении позднего средневековья (XVII-XVIIIвв.) развивалась в тяжелых исторических условиях. По инициативе Эчмиадзинского католикосата с 1441 г. была развернута строительная деятельность в трех основных направлениях: восстановление пришедших в ветхость церквей и монастырских зданий; строительство новых монастырей, обителей и церквей; пристройки к прежним церквям новых церквей, галерей, колоколен и прочих зданий. Кратковременное оживление наблюдается в XVII в. : в эти годы сооружены монастырские комплексы; поселения Мугни, Хор-Вирап, Татеви-Мец-Анапат и др.

В позднее средневековье параллельно с церковным развивается гражданское зодчество - строятся меликские дома-апаранки, обнесенные мощными оборонительными стенами.

В XIXв. намечается подъем экономики армянских городов. Важнейшие стратегические города, такие, как Ереван, Гюмри (Александрополь), Карс, обретают развитие на основе генеральных градостроительных планов.

В этих городах сооружаются 2-3-этажные каменные жилые дома, многоквартирные или многокомнатные, часто галерейного типа, и здания общественного назначения. В сельских местах наблюдается развитие архитектуры народного жилого дома. Традиционный дом - глхатун дополняется новыми жилыми и подсобными помещениями. Создается по сути новый тип народного жилого дома.

На рубеже XIX-XX вв., в период зарождения и развития капитализма, под воздействием новых стилевых направлений (главным образом - неоклассицизма, частично-модернизма) формируется новый архитектурный облик Еревана, Александрополя, Карса, Вагаршапата и других населенных мест Армении. При этом, разумеется, бережно сохраняются местные национальные черты архитектуры народного жилья, церковных и частично гражданских зданий.

Архитектура Армении, начиная с 20-х годов XX в., формировалась под воздействием социалистических преобразований в стране на основе творческого использования традиций и с учетом природных и новых бытовых условий. По проекту А. Таманяна (1924 г.) заново строится Ереван, где проявились характерные черты советского градостроительства - единство всех частей города, сочетание главного центра с районными, устранение контраста между центром и окраинами, равное коммунальное, транспортное обслуживание, застройка города удобными для всех жителей зданиями, четкое функциональное зонирование территории, создание ансамблей крупных общественных зданий (Площадь Республики, вузовский городок и т.д.).

В 20-ых годах стали реконструироваться и строится и другие города, поселки и населенные места Армении, разрабатывались генеральные планы населенных мест, проектировались новые жилые и общественные здания, сооружения производственного назначения и т.д. При их создании ярко проявился талант арх. Д. Числиева, А. Арзаняна, Б. Закяна, Н. Баева, М. Мазманяна, П. Манукяна, Г. Мурзы, К. Алабяна, Г. Кочара, Н. Буниатяна, А. Агороняна, Т. Ерканяна, М. Григоряна, О. Маркаряна, С. Сафаряна и других зодчих.

В 30-ых годах арх. К. Алабян, Г. Кочар, М. Мазманян и другие осуществили идею комплексной застройки жилых кварталов, вели поиски оригинальных объемно-планировочных композиций южного жилища.

В процессе создания современной архитектуры большую роль сыграло творчество А.И. Таманяна. Стремление сочетать современные и традиционные архитектурные формы (I-ая Ереванская ГЭС, 1923-1926 гг.; Дом Правительства, 1926-1941 гг.,; Театр оперы и балета, 1926-1953 гг.) определило новую стилевую направленность армянской архитектуры до середины 50-ых годов. Наиболее яркое выражение этого проявилось: в архитектуре здания на площади Республики - арх. М. Григорян, Э. Сарапян, С. Сафарян; крытого рынка - арх. Г. Агабабян, инж. А. Аракелян; железнодорожного вокзала в Ереване - арх. Э. Тигранян; винных подвалов треста "Арарат" в Ереване - арх. Р. Истраелян; площади Кирова и Кировокане (Ванадзор) - арх. О. Маркарян и З. Бахшинян; акведука на реке Раздан - арх. Р. Исраелян, инж. Г. Егиян.

Лучшими образцами общественных зданий этих городов являются построенные в Ереване - Дом Правительства Армении (арх. А. Таманян), здания Сельхозбанка (арх. Н. Буниатян), ЦК КПА - ныне - Народного Собрания (арх. М. Григорян), и Президиума АН Армении (арх. С. Сафарян, В. Аревшатян). Особое место в градостроительной практике Армении занимает композиционное решение площади Республики в Ереване (бывш. им. Ленина), над проектом которой работали такие талантливые архитекторы Армении, как А. Таманян, Г. Таманян, Э. Сарапян, М. Григорян, С. Сафарян, В. Аревшатян и др.

Высоким архитектурно-строительным качеством отличается ряд гидротехнических сооружений Армении: Канакерская ГЭС (арх. М. Григорян), Гюмушская ГЭС (арх. Т. Марутян), машинные залы севанской подземной ГЭС (арх. С. Сафарян), Арзнинская ГЭС (арх. Т. Марутян).

В эти годы строятся новые гостиничные и санаторные здания и комплексы в Ереване - (арх. Н. Буниатян), в Ленинакане - (арх. Д. Числеев), в Кировокане (Ванадзор) - О. Маркарян, Б. Арзуманян, в Иджеване - П. Туманян, на берегу озера Севан - В. Аревшатян, В. Саркисян, в Алаверди - Г. Исаакян...

Среди сооружений санаторного типа в числе лучших санатории в Арани - С. Сафарян, в Джермуке и Арзни - М. Микаелян, в Анкаване - М. Григорян, в ущелье Мармарик - М. Микаелян и К. Тиратурян. пансионаты и детские лагеря - А. Канаян и др.

Применение местного камня различных оттенков (розовые, белые, кремовые туфы) придают своеобразный колорит городам и поселкам Армении. В начале 50-ых годов в Армении стало развиваться типовое проектирование. Во 2-ой половине 50-х гг. и в 60-х гг., наряду со строительством из естественного камня, получает развитие полносборное строительство. В Ереване строятся новые жилые массивы - Араратян, Нерский (арх. М. Мазманян, Ц. Чахалян, Г. Авакян).

Творческие поиски архитекторов направляются на создание новых архитектурных форм и средств архитектурно-художественной выразительности на основе современных прогрессивных конструкций, новых строительных и отделочных материалов. Это находит воплощение в таких новостройках, как театр им. Г. Сундукяна - арх. Р. Алавердян, инж. Р. Бадалян и др. и спортивный зал "Динамо" - арх. К. Акопян и Н. Алавердян (в Ереване); институт радиофизики (в Аштараке) - арх. С. Гурзадян и М. Манвелян; здание симпозиумов (в Бюракане) - арх. С. Гурзадян.

В середине 60-х годов в Армении началось строительство 9-14 этажных зданий (арх. М. Айрапетян, Ф. Заргарян, инж. Р. Бадалян, Г. Балян, Ю. Далакян и др. При этом активно применяется метод подъема перекрытий (С. Шахназарян, А. Саакян, Р. Саакян, арх. Ю. Сафарян и др.). Широко применяется метод сооружения зданий рамно-каркасных конструкций (инж. Р. Бадалян). Расширяются масштабы использования скульптуры, каменной мозаики.

Обретают новые акценты вопросы градостроительства. В это время был разработан генеральный план Еревана (арх. М. Мазманян, Э. Папян и др.); ведется реконструкция центров городов (ул. Абовяна в Ереване - арх. Ф. Дарбинян и др., ул. Арагаци в Гюмри - арх. Г. Мушегян. Строятся жилые дома повышенной этажности: в Ереване - арх. Д. Торосян, Л. Геворкян и др., в Ванадзоре - арх. - В. Белубекян, Г. Карапетян, инж. В. Папян и др.. В Ереване проектируются и строятся множество общественных зданий и сооружений: спортивный комплекс и стадион - арх. К. Акопян и Г. Мушегян, конструктор Э. Тосунян; институт стройматериалов и сооружений - арх. М. Микаелян, институт биохимии - арх. Р. Алавердян; институт кардиологии - арх. Д. Торосян; Дом камерной музыки - арх. С. Кюркчан; летний зал к/т "Москва" - арх. С. Кндехцян; главный проспект - арх. А. Зарян; музей "Эребуни" - арх. Ш. Азатян и Б. Арзуманян.

Создаются мемориальные сооружения - памятники: героям Сардарапатского сражения 1918 г. - в Армавире (арх. Р. Исраелян, скульпторы А. Арутюнян, С. Манасян, А. Шагинян); жертвам геноцида армян 1915 г. (арх. А. Тарханян, С. Калашян, скульптор В. Хачатрян); мемориальный комплекс в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в парке Ахтанак Еревана (арх. Р. Исраелян, А. Алексанян и др.); установлению Советской власти в Армении (арх. С. Гурдзадян, Дх. Торосян); памятники в Апаране, Муса-Лере (арх. Р. Исраелян) и др.

В 60-х годах осуществлена большая работа по благоустройству и озеленению городов Армении. (на объекте "Лебединое озеро" - арх. Г. Мушегян - в Ереване, в зоне отдыха в ущелье реки Раздан (арх. А. Григорян и С. Назарян).

В 70-х годах строятся новые жилые районы с применением экспериментальных проектов: квартал "Вагаршапат" в Эчмиадзине - арх. Ян Исаакян и Г. Рашидян; "Давидашен" в Ереване - арх. Ю. Сафарян и др.; Аван-Ариндж - в Ереване - арх. Ян Исаакян, Г. Рашидян и др.

С применением новых строительных материалов и технологий строится ряд общественных зданий и сооружений: дом творчества кинематографистов в Дилижане - арх. Г. Погосян, С. Хачикян, Л. Сафарян; к/т "Россия" - арх. А. Тарханян, Г. Погосян, С. Хачикян, М. Закарян; аэропорт "Звартноц" - арх. А. Тарханян, С. Хачикян, Л. Черкезян, Ж. Шехян; спортивно-концертный комплекс в Ереване - арх. К. Акопян, А. Тарханян, Г. Погосян, С. Хачикян, Г. Мушегян; аэропорт в Ленинакане (Гюмри - арх. Р. Асратян, Г. Мушегян, Л. Христафорян и др.; комплекс Бюраканской обсерватории - арх. С. Сафарян и С. Гурзадян; стадион "Раздан" на 80 тыс. зрителей в Ереване - арх. К. Акопян, Г. Мушегян и др.

Новым этапом архитектурно-строительного поиска в Армении стал финиш XX в. В это время существенно проявляются перемены не только в формально-стилевой, но и мировоззренческой, творческой направленности армянских зодчих. Идет активный ренессанс национальных архитектурных ансамблей, зданий и сооружений. В прежние зодческие мотивы гармонично вплетаются новые.

Символичным и отрадным явлением происходящих в Армении перемен к зодческой деятельности является факт создания в январе 1990 г. на основании решения правительства Республики Армения Национального музея армянской архитектуры (ныне преобразован в национальный музей-институт архитектуры). Музей-институт является важнейшим очагом научного собирания, хранения, изучения и пропаганды и исследования значения и роли армянской архитектуры в мировой архитектурной культуре. Сегодня в фондах музея-института хранятся более чем 80 тыс. материалов, представляющих большую историческую, теоретическую и практическую ценность.

Армянское зодчество активно вписывается в фонд мировой культуры.

 

 

Сайт управляется системой uCoz